Сообщается, что Boeing рассматривает возможность продажи Stellar space enterprise
Компания, которая помогала НАСА в создании ракет Saturn V, стремится сосредоточиться на решении проблем в основном авиационном бизнесе.
На протяжении шести десятилетий Boeing является одним из лидеров в области полетов человека в космос. Компания участвовала в создании мощных ракет НАСА «Сатурн-V», которые доставили человека на Луну; она была ключевым подрядчиком в эпоху космических шаттлов и эксплуатации международной космической станции; а ее двигатели обеспечивают следующий прорыв агентства к звездам — несравненную систему космического запуска.
Итак, недавнее сообщение о том, что проблемный аэрокосмический гигант рассматривает возможность продажи значительной части своего космического предприятия после крушения его убыточной капсулы Starliner, вызвало удивление у ряда инсайдеров отрасли.
В прошлом месяце Boeing объявил, что его квартальные убытки выросли почти до 6 миллиардов долларов из-за забастовки рабочих, и его новый исполнительный директор Келли Ортберг заявил, что его приоритетом будет устранение проблем и наведение мостов в основном бизнесе компании — производстве самолетов.
«Нам лучше делать меньше и делать это лучше, чем делать больше и делать это плохо», — сказал он аналитикам во время недавнего опроса о доходах.
Нет никаких предположений о том, что Boeing намерен полностью отказаться от космической деятельности или что самоанализ компании в конечном итоге приведет к продаже ее подразделения по обороне, космосу и безопасности или какой-либо его части.
«Boeing не комментирует рыночные слухи или спекуляции», — говорится в заявлении пресс-секретаря.
Но тот факт, что компания, неразрывно связанная со всеми крупными достижениями США в космосе, начиная с 1960-х годов, даже рассматривает возможность отказа от проектов, которые помогли ей сделать себе имя, подтверждает глубокие проблемы внутри Boeing, считают эксперты.
«Boeing всегда испытывал чувство гордости за свою причастность к космической отрасли, и общественность рассматривала это как пример технического мастерства и возможностей компании, так что с этой точки зрения это определенно удивительно», — сказал доктор Дональд Платт, профессор аэрокосмической отрасли, физики и космических наук во Флоридском технологическом институте и директор образовательного центра университета в Космопорте.
«Но если вы посмотрите на проблемы, с которыми они сталкиваются сейчас, и на проблемы, которые Starliner создал для них… никто точно не знает, сколько денег им пришлось вложить в Starliner, чтобы достичь того уровня, на котором они находятся сейчас, так что это действительно большая проблема, с которой Boeing сталкивается прямо сейчас с космической точки зрения».
В сентябре Boeing объявил, что Тед Колберт, глава его космического подразделения, покидает компанию, поскольку Ортберг приступил к «наведению порядка».
Однако, по словам Платта, помимо имиджа и престижа, неразбериха в Boeing и неопределенность в отношении того, когда Starliner снова полетит, и даже если полетит, ставит перед НАСА ряд серьезных вопросов, особенно в отношении будущего околоземных космических полетов с экипажами.
Предполагалось, что к настоящему времени Starliner будет введен в эксплуатацию в качестве альтернативы капсуле Dragon от SpaceX для доставки астронавтов на космическую станцию. Из-за технических проблем он вернулся на Землю в сентябре без Бутча Уилмора и Суни Уильямс, астронавтов, которые пилотировали его первый полет с экипажем.
В прошлом месяце НАСА сообщило, что в следующем году SpaceX предоставит два запланированных полета с экипажем по ротации.
Билл Нельсон, администратор НАСА, ответил «на 100%», когда его спросили на пресс-конференции в августе, будет ли Starliner снова летать с экипажем. Хотя Платт сказал, что он не разделяет этой уверенности, «особенно если учесть тот факт, что у нас скоро будет новая администрация, будь то президентская администрация демократов или республиканцев, и НАСА будут руководить новые люди».
Официальная позиция НАСА заключается в том, что оно «рассматривает варианты» в отношении Starliner. Примечательно, что с 2014 года агентство инвестировало в проект более 5 миллиардов долларов, и растущие слухи о том, что Boeing, возможно, готов отказаться от него, понеся собственные убытки в размере 1,85 миллиарда долларов, вероятно, только усугубят кажущиеся существующими трения между космическим агентством и его коммерческим партнером. Это напряжение стало еще более очевидным после неудачного испытательного полета.
По мнению других аналитиков, даже если Boeing решит, что действительно хочет отделиться от Starliner и его операций на космической станции, он, возможно, не сможет найти покупателя.
«Судя по тому, что мы слышали, это очень оперативный подход к тому, что Boeing был бы заинтересован продавать в своем космическом бизнесе, и достижимо это или нет — важный вопрос», — сказал Клейтон Своуп, заместитель директора проекта по аэрокосмической безопасности и старший научный сотрудник Программы международной безопасности в Центр стратегических и международных исследований.
«Другой вопрос, кто был бы заинтересован в покупке той самой части бизнеса, на которой, по мнению Boeing, они могут получать прибыль, но неясно. Это кажется очень непривлекательной частью космического бизнеса и заставляет задуматься о том, кто увидит в этом потенциал или ценность и захочет заключить такую сделку».
Своуп сказал, что некоторые проблемы Boeing в его космическом подразделении могут быть связаны с тем, как ведется новый бизнес — коммерческие космические полеты: НАСА платит операторам фиксированную цену и заключает срочные контракты вместо в основном бессрочных и более гибких партнерских отношений эпохи Apollo и последующих периодов.
«Потенциальный урок, который можно извлечь из опыта Starliner и Boeing, заключается в том, как компании, которые обычно сотрудничали с НАСА и правительством США, могут перейти к тому, что агентство и большая часть правительства хотят делать в космосе сейчас, то есть предоставлять услуги».
«Когда НАСА оплачивает транспортные услуги на Луну, на космическую станцию, для астронавтов, для грузов, это соглашение о фиксированной цене, а не типичное соглашение, которое устраивало бы Boeing или другого крупного государственного подрядчика. Этот поворот происходит прямо сейчас и, возможно, имеет какое-то отношение к истории Starliner и Boeing».