Путешествие в прошлые жизни: Исследования профессора Ставовской
Сохраняем ли мы в памяти воспоминания о прошлых жизнях? Ответ на этот вопрос искала профессор Лидия Ставовская, которая с помощью регрессивного гипноза переводила людей в более ранние воплощения. Исследования в этой области привели ее к выводу, что смерти не существует, и сознание циркулирует между последовательными воплощениями…
Хотя Церковь осуждает веру в странствие душ и считает ее элементом, импортированным из восточной философии, согласно опросам общественного мнения, одна-треть Поляков признает, что реинкарнация существует. Шаг к пониманию ее тайны сделала несколько лет назад психолог профессор Лидия Ставовская (1924-2004), которая занималась исследованиями людей с воспоминаниями о прошлой жизни.
В академических кругах профессор Ставовская была известна в основном благодаря публикациям в области психологии личности и спорта. На протяжении своей научной карьеры она возглавляла факультет психологии на бывшей WSP в Ополе, а затем в течение 16 лет возглавляла кафедру психологии на AWF в Катовице. У нее также была вторая, неприемлемая многими коллегами область научных интересов. Это была парапсихология, а точнее исследование явления реинкарнационной памяти.
Загадка людей, вспоминающих события прошлых жизней, беспокоила психологов и парапсихологов на протяжении десятилетий.
Профессор Ставовская, заинтересовавшись этим явлением, решила изучить его самостоятельно и в 1986-89 годах провела в Катовице серию экспериментов с участием отобранной группы добровольцев. В отличие от Стивенсона и Харальдссона, которые собирали и проверяли случаи сознательных воспоминаний у «реинкарнационных детей», польский ученый (по образцу американского психолога профессора Хелен Вамбах) использовал в исследованиях регрессивный гипноз. Это состояло в том, чтобы ввести участников эксперимента в транс-бляшки и «вернуть» их к периоду до рождения.
«Я проводила исследования на слепых с рождения или с потерей зрения в течение нескольких лет, гипотетически предполагая, что, если есть реинкарнация, в возвращении сознания к предыдущим воплощениям будет визуальное восприятие», — добавила она.
Проще говоря, если человек, слепой от рождения, говорил в трансе о зрительных ощущениях, то, по мнению Ставовской, это, скорее всего, были воспоминания, полученные из более раннего воплощения, к которым невозможно получить доступ в нормальном состоянии сознания.
Эксперименты со слепыми доставляли немало трудностей. Многие из них не могли войти в транс, а другие быстро просыпались от него. Однако попадались особенно интересные случаи, к которым относились пациенты в книгах Ставовской, выступавшие под псевдонимами «Тарантул» и «дворянин».
Господин Стефан потерял зрение внезапно и по неизвестным причинам, сразу после введения военного положения. Профессор Ставовская, подозревая, что причиной этого могли быть эмоциональные расстройства или травматические воспоминания, ввела его в гипноз и перенесла в предыдущее воплощение.
— Я чувствую холод на лице, вкус крови во рту. И кровь на голове. Мне тяжело, холодно, я дрожу все больше и больше. Подъезжают будки. Они загружают всех из облавы в Бад. Меня оставляют лежать, — сообщил мужчина, добавив, что последние сцены он уже наблюдал с точки зрения «призрака», стоя рядом со своим мертвым телом.
Господин Стефан утверждал, что описанные события произошли в 1944 году во Львове, где он жил в прошлой жизни. Он умер от удара по голове, который прикладом пистолета нанес ему гестаповец. За несколько минут до смерти мужчина ослеп. И это, и последующие «кармические нагрузки» могли, по мнению Ставовской, быть связаны с внезапной потерей зрения в его новом воплощении. Углубившись в прошлые воплощения, Пан Стефан увидел себя вождем племени южноамериканских индейцев.
На вопрос Ставовской, как звучало его имя, он ответил:
— «Птицелов». Потому что я ловлю птиц и выщипываю им глаза…
Второй из упомянутых пациентов, 28-летний слепой от рождения мужчина подробно описал жизнь в бывшей Польше. Сначала он увидел себя в теле жившего в середине XVII века дворянина Кшиштофа Халубинского, а во время последующих гипнотических сеансов перешел к воплощениям более поздних столетий. В его случае самое интересное заключалось в том, что в нормальном состоянии сознания «дворянин» был человеком с ограниченными кругозорами и бедным языком, однако в трансе общался с древнепольским языком, полным анахронизмов.
Эти и другие случаи гипнотических странствий в предыдущие воплощения профессор Ставовская описала в своих книгах, посвященных странствиям душ, к которым относились «реинкарнация-бесконечность существования» (2001) и «из бездны забвения, жизни и смерти» (2003).
Но тайна памяти прошлых жизней была не единственным вопросом, который она рассматривала в своих исследованиях. Ученый также проанализировал опыт астральной проекции (OBE) и отношения людей, перенесших видение загробной жизни во время клинической смерти, придя к интересным, хотя и неприемлемым для всех выводам о природе сознания.
Как работает реинкарнация?
— Обобщив мой опыт и сравнив его с тем, к чему пришли ученые из других стран, я могу сказать, что многое указывает на то, что человеческая психика независима и использует мозг как инструмент. Между ними существует такая зависимость, которая имеет место между компьютером и его пользователем, — пояснила профессор Ставовская.
В ее концепции сознание было не результатом химических процессов, происходящих в мозге, а творением, независимым, бессмертным и циркулирующим между последовательными воплощениями. Кроме того, она признавала, что люди сохраняют воспоминания о прошлых жизнях, но они недоступны сознательно и не являются «функцией мозга, а являются воспроизведением ранее прожитой реальности, закодированной в подсознании», — писала она.
Это были смелые и далеко идущие выводы, однако то, что в своих работах Ставовская использовала такие формулировки, как «душа» или «карма», не нравилось ее коллегам по профессии. Сомнения с их стороны были в основном связаны с регрессивным гипнозом, который, по мнению критиков этого метода, вовсе не переносит людей в прошлые жизни, а высвобождает скрытую в подсознании информацию и может способствовать генерации ложных воспоминаний под влиянием внушения гипнотизера.
Примером может служить история американки Вирджинии Тай (1923-95), которая во время регрессии раскрыла богатые воспоминания о жизни Бриди Мерфи — ирландки из Корка. Хотя Тай никогда не была в Ирландии и не интересовалась историей, в трансе она рассказывала с подробностями о жизни на Зеленом острове в первой половине XIX в.
Книга о ее случае стала бестселлером и популяризировала моду на поиск прошлых жизней с помощью регрессивного гипноза. Проблема в том, что после тщательного изучения ее истории выяснилось, что Тай, а на самом деле ее подсознание, «сшило» персонажа Мерфи из фрагментов воспоминаний, чтений и известных историй (установлено m.in, что ирландка по имени Бриди Мерфи жила по соседству с семейным домом Тай в Чикаго).
Ставовская, однако, решительно отвергала обвинения в том же тоне, утверждая, что добровольцы, с которыми она экспериментировала, не имели галлюцинаций, а события и реалии, неоднократно описываемые ими в гипнозе, оставались неизменными. Она также добавила, что люди, с которыми она имела дело, были в основном простыми и необразованными людьми, неспособными собрать в подсознании столько подробной информации.
На чьей стороне правда?
Это, к сожалению, невозможно однозначно определить.
Однако стоит добавить, что это не единственные польские случаи, когда люди вспоминают предыдущие воплощения. На протяжении многих лет было много сообщений о «реинкарнационных детях», и хотя это были чрезвычайно интересные вещи, они редко освещались, главным образом потому, что родители этих детей боялись социальной стигмы.
Но это материал для совершенно другой истории…