ТВ Экстра | TV Extra — Телеканал о непознанном

дух

Почему самые просвещенные монахи древнего мира издевались над собой, чтобы стать «живыми мумиями»?

В различных странах и культурах мира существует культ поклонения нетленным мощам. Так почему же в исключительных случаях у людей пропадает суеверный страх перед усопшими, и они почитают их как святых? И зачем самые преданные буддистской вере японские монахи соглашались на чудовищный обряд «сокушинбуцу»?

https://unsplash.com/

Например, в Древнем Египте тела начали мумифицировать из-за того, что как и захоронение мёртвых в домах, так и на западном берегу Нила (стороне смерти), не только не избавляло от смрада гниющего тела, но и привлекало диких животных. Соответственно, чтобы шакалы и дикие собаки не «оскверняли знать», был придуман сложный процесс бальзамирования.

Религиовед В.К. Никольский выдвигал предположение, что появление (зарождение) обряда погребения – было прямым следствием введения табу на каннибализм внутри племён. А до этого времени якобы все погибшие сородичи шли прямиком в пищу.

Это эффективно решало проблему голода, и имело, в том числе, сакральный смысл: наследования всех достоинств и силы снедаемого. Но часть учёных выдвигают иную версию, утверждая, что погребальный ритуал стал прямым результатом возникновения религиозных представлений, и в частности, веры в загробное существование души.

Кстати, вполне вероятно, что именно эта идея существования или продолжения жизни человека после смерти стала той основой для большинства похоронных ритуалов, суть которых была как можно быстрее утопить, сжечь, спрятать, или просто особым образом захоронить покойника. Как, например, в доисторическом Поволжье и Испании, когда тело прибивали огромными гвоздями к доскам и потом клали в могилу.

То есть кремация или ингумация трупов, проводилась в целях их изоляции от остального общества. И откуда-то появился страх перед покойником. Во многих культурах вещи, которые принадлежали покойнику – не передавались по наследству родным, а просто сжигались (кстати, именно этот факт мог иметь для иначе цивилизованных народов (в отличие от западных) и племён далеко идущие социальные и экономические последствия).

В Индии тела умерших поднимают на башни, раздевают донага, обязательно делая специальные надрезы, чтобы было удобнее их рвать стервятникам. Так же поступают тибетские монахи в некоторых китайских провинциях, только они выкладывают тела прямо на землю, предоставляя их «небесному погребению».

Этот ритуал трактуется как вполне естественный способ вернуть обратно природе частичку мёртвой плоти, так как душа умершего уже покинула тело. Возврат тела природе практикуют и Африканские масаи, но они поступают гораздо проще, просто оставляя тела на съедение гиенам.

Но как же тогда зародилась в подобных условиях культура самомумифицирования? И почему, некоторые древние люди считающиеся самыми влиятельными и просвещёнными (знающие истину) на Земле, желали стать «живыми мумиями»?

Чтобы хоть немного стать ближе к разгадке, рассмотрим три самых характерных примера, уже подтверждённых исследованиями учёных.

«Живая мумия» монаха Итигэлова

Самой известной и загадочной, с точки зрения науки, «живой мумией» в России являются останки 75 летнего Даши-Доржо Итигэлова. В 1927 году Итигэлов, который являлся 12-м Пандидо Хамбо-ламой, титульным главой буддийской веры в России, пригласил других лам присоединиться к нему в медитации. Монах умер во время этой медитации, и его сидящее тело, заключили в большой кедровый ящик, а затем похоронили.

Официально, тело Даши-Доржо Итигэлова эксгумировали только в 2002 году, но есть данные, что он был эксгумирован буддийскими монахами гораздо раньше (дважды), для проверки сохранности тела.

После проведённых исследований, останки монаха перевезли в Иволгинский дацан – самый важный буддийский монастырь в России. Тело Итигэлова хранится в стеклянном футляре на верхнем этаже главного храма. Его выставляют только по буддийским праздникам, всего семь дней в году.

Причём монах Итигэлов, это особый случай, так как в прессе описываются результаты научных исследований, подтверждающих, что его тело имеет все признаки живого человека.

Таинственная золотая статуя тибетского монаха

Статуя китайского Будды, изготовленная из папье-маше и покрытая золотой краской, оказалась «вещью» с очень непростым содержанием. Когда коллекционер из Нидерландов отдал её в 1990-х годах на необходимую реставрацию, то мастер, сняв статую с деревянной платформы (которая служила ей основанием), заметил под коленями статуи – две подушки с китайскими надписями.

После удаления этих подушек показались человеческие останки. А проведённые после научные исследования Медицинского центра Меандер в Нидерландах показали, что золотая статуя содержит в себе хорошо сохранившиеся останки 1000 летнего буддийского монаха. Учёные выдвинули предположение, что в статуе заключён мастер по имени Люцюань, который, по предположению исследователей, мог практиковать традицию «самомумификации».

Но, когда учёные смогли получить всеобъемлющее трехмерное рентгеновское изображение — то они обнаружили, что у мумии Люцюаня отсутствуют органы.

Что касается происхождения «статуи», то по предположению историков коллекционеру из Нидерландов она могла попасть из монастыря, расположенного на юго-востоке Китая, где прежде хранилась столетиями. Но в результате Культурной революции в стране, когда Мао Цзэдун призвал граждан конфисковать «буржуазную» собственность и атаковать «буржуазные» культурные учреждения, статуя обрела уже нового владельца на вполне законных основаниях.

Но, как бы там ни было, после всех исследований статуя была передана на хранение в национальный музей естественной истории в Будапеште, в коем, возможно, и хранится по сей день.

«Сокушинбуцу» – древний ритуал самомумификации в Японии

По странному совпадению, крайне жестокому японскому ритуалу «Сокушинбуцу», также насчитывается около тысячи лет. Считается, что сингонские монахи Ямагаты привезли традицию «стать Буддой в этом теле» более тысячи лет назад после посещения Китая.

Монахи этой секты стали самыми искусными мастерами в этом деле и в период между 1081 и 1903 годами около 20 живых сингонских монахов успешно мумифицировали себя.

За всю историю, «Сокушинбуцу» пробовали достичь около ста монахов. Причём, первая попытка в 1081 году закончилась неудачей, также как и последняя, предпринятая в 1903 году.

Последний погибший мастер, которого звали Буккай, предпринял попытку совершить ритуал «Сокушинбуцу» уже незаконно, так как традиция самомумификации была запрещена ещё в 1877 году правительством Мэйдзи. Власть признала это уголовным преступлением, считая подобную практику развратной.

Как проводился «Сокушинбуцу»?

Основой 3000-дневного подготовительного процесса была специальная диета. Первые тысячу дней они становились «поедающими деревья», они ели ягоды, кору деревьев, смолу и орехи.

Ещё через тысячу дней диета становилась более строгой для устранения жира и влаги для успешной мумификации тела. По сообщениям исследователей, в желудках и кишках монахов даже обнаруживались речные камни, в результате рентгеновских исследований.

Далее употреблялся чай из уруши, сока Toxicodendron vernicifluum (применяется для изготовления лака), который делал тело токсичным для обитающих там паразитов и бактерий. А после, когда аскет был готов попытаться стать «сокушинбуцу» – его запирали в специальный погребальный шкаф (камеру), с небольшим отверстием для доступа воздуха внутрь.

Находясь там, он распевал сутры и звонил в специальный колокол, тем самым сообщая, что всё ещё жив. Когда звон колокольчика прекращался, то камера запечатывалась полностью, и происходил обычный обряд погребения тела в землю. А спустя три года, камеру выкапывали и вскрывали, чтобы проверить состояние тела.

Если тело оставалось не тленным, то мастера возводили в статус Будды, ставили в храм и поклонялись. Но если тело подверглось разрушению, тогда его запечатывали обратно, отдавая дань его мужеству и терпению, но поклонения останкам уже не происходило. Более того, по другой версии – таких останков даже опасались.

В любом случае, подобный суровый опыт монахов давал несомненную пользу для монастырей, так как всегда привлекал толпы туристов.

Для чего же они это делали?

Монахи, совершающие «сокушинбуцу», верили, что это жертвоприношение, совершенное в подражание китайскому монаху девятого века по имени Кукай (подозрительно похоже на найденного в статуе Будды 1000 летнего «Люцюаня»), откроет им доступ на небеса Тусита, где они проживут 1,6 миллиона лет, и будут благословлены способностью защищать людей на Земле.

Подробно о практике «сокушинбуцу» написал Кен Иеремия в своей книге «Живые будды: само-мумифицированные монахи Ямагаты, Япония».

К тому же, мы не можем отрицать крайне интересный факт, что многие конфессии признают нетленный труп как признак исключительной способности соединяться с силой, которая выходит за пределы видимого физического мира.

И в качестве великолепного примера этой мысли мы можем взять древнегреческую мифологию и фольклор, в котором нахождение (в течение длительного времени) тела в нетленном состоянии является исключительным признаком святости.

Получается, что задачей практикующих «сокушинбуцу» монахов, в действительности, могла быть не жизнь в каком-то ином мире (Тусита), а обладание ещё в земном теле мёртвыми энергиями. И то, что основные религии считают это важным, уже не оставляет сомнений (как дополнительный например: поклонение нетленным мощам в христианстве).

Информация взята с сайта https://history.eco