«Мы пытаемся сделать так, чтобы это звучало как можно более волшебно и мистически».
Согласно греческому мифу, нимфа Эвридика была убита всего через несколько часов после того, как вышла замуж за музыканта Орфея. Поглощенный горем, Орфей отправился в Подземный мир, чтобы найти свою покойную жену, где он сыграл песню настолько грустную, что ее правители Аид и Персефона сказали музыканту, что он и Эвридика могут вернуться — хотя и при одном условии.
Все, что нужно было сделать Орфею, это дождаться, пока они вернутся в страну живых, чтобы обернуться и увидеть свою невесту. Но он не мог ждать, и он посмотрел слишком рано, и Эвридика была вынуждена вернуться в Подземный мир. Орфей снова потерял ее.
На протяжении всей повествовательной истории — от древней мифологии до современных историй, таких как «Кладбище домашних животных», — возвращение потерянных близких из мертвых обычно считалось совершенно невозможным.
Как говорится в сказках, возвращение мертвых к жизни приведет к воскрешению какого-то ужасного силуэта или, по крайней мере, пустого силуэта, лишенного души. Часто попытка воскрешения уничтожает некроманта, будь то рука какой-то жуткой силы или просто дополнительное горе от повторной потери любимого человека.
Имея в виду тысячелетнюю историю предостерегающих историй, несложно понять, почему некоторые могут счесть тревожными и даже проклятыми технологии горя — стартапы, которые стремятся заключить умерших или умирающих близких в алгоритмы, теоретически сохраняя их навсегда. Проклят даже. Может быть, поэтому большинство компаний, работающих в технологическом пространстве горя, позиционируют свою работу как средство сохранения, а не воскрешения. Загрузите свои записи, воспоминания и голосовые записи в службу, и она создаст вашу алгоритмическую версию, с которой смогут взаимодействовать оставшиеся в живых друзья и семья.
В конце концов, вы не можете воскресить того, кого никогда не теряли. Верно?
Но, что удивительно, именно этим выделяется предстоящий сервис под названием Seance AI — да, он действительно так называется. Он создан лабораторией разработки программного обеспечения под названием AE Studio, а его создатель, дизайнер по имени Джаррен Рокс, не стесняется прямолинейности названия продукта. В то время как другие компании часто говорят о любых последствиях воскрешения, Рокс полностью склоняется к отвратительности — и, по его словам, это делается намеренно.
«Мы пытаемся сделать так, чтобы это звучало как можно более волшебно и мистически», — сказал Рокс в интервью Futurism, заявив, что название привлекает внимание к тому, насколько продвинутой стала технология большой языковой модели (LLM).
В конце концов, LLM — это убедительные симулякры. Люди формируют с ними глубокие парасоциальные связи, и, как утверждается, по крайней мере один человек умер в результате их взаимодействия с чат-ботом с искусственным интеллектом. Если пользователь ищет последний разговор с кем-то, кого он потерял, может быть, лучше дать ему продукт, который нагло заявляет, что позволяет ему кратко поговорить с умершим, а не подразумевать, что душа умершего друга или родителя находится в ловушке ChatGPT. (Seance AI работает на основе API OpenAI.)
Рокс также подчеркивает краткость сеансов. Часто после потери все последние слова или моменты, которые вы имели с кем-то, хорошие или плохие, врезаются в вашу память. И во многих случаях — скажем, в результате несчастного случая — прощания не бывает вовсе. Рокс сравнивает свой продукт с доской для спиритических сеансов, созданной искусственным интеллектом, а не как средство бессмертия.
«По сути, это должно быть короткое взаимодействие, которое может дать ощущение завершения. Это действительно то, на чем здесь сосредоточено основное внимание», — сказал Рокс. «Это не должно быть чем-то сверхдолгосрочным. В его нынешнем состоянии оно предназначено для того, чтобы обеспечить беседу для завершения и эмоциональной связи».
Другими словами, что бы ни дал вам Seance AI, на самом деле это не ваш любимый человек. Это просто цифровой экстрасенс, ненадолго вызывающий цифровое представление умершего, чтобы живые могли поговорить в последний раз.
Фактически, основатель даже признает, что в нынешнем состоянии Seance AI все равно не может вести долгий разговор.
«Для коротких разговоров, я думаю, это выглядит достаточно по-человечески. Я думаю, что это немного разваливается, [когда вы] начинаете улавливать повторения», — сказал Рокс. «Он следует шаблону, он действительно не знает точно, что происходит».
В демо-версии Rocks, предоставленной для Futurism, Seance AI провел пользователя через серию запросов о человеке, с которым пытались связаться: имя, возраст, причина смерти, краткий список личностных качеств, которые пользователь может указать, чтобы удовлетворить своих близких, пространство, где пользователи могут ввести фрагмент текста от умершего и отношения умершего к пользователю и другим.
Как только эта информация предоставлена, самая забавная часть процесса — анимированное пламя — приветствует пользователя, пока загружается чат-бот. Появится текстовое поле, и там вы просто вводите сообщение. Это сеанс ролевой игры происходит в AOL Instant Messenger. К которым, как объяснил нам Рокс, вы скоро сможете получить доступ самостоятельно за дополнительную плату. Хотя AE Studio рассматривала возможность взимания ежемесячной абонентской платы, Рокс говорит, что теперь они склоняются к модели оплаты за сеанс, чтобы удерживать пользователей от слишком частого вызова мертвых. Вы знаете, как это делает каждый.
С этой целью, хотя Рокс сравнивает вывод Seance AI с чем-то вроде последней голосовой почты или записи в журнале, реальность такова, что все, что выдает ИИ, по-прежнему фальшивка. Конечно, было бы неплохо, если бы скорбящий мог в последний раз поговорить с покойным. Но независимо от того, насколько реальным LLM может озвучить разговор, изначально он всё равно сфабрикован. Частью процесса скорби является обучение тому, как двигаться вперед в мире, где умершие существуют только в том, что они оставили после себя; как такие инструменты, как Seance AI, который стремится высечь новые воспоминания из уже вырезанного камня, могут повлиять на то, как мы скорбим?
После того, как Рокс продемонстрировал несколько искусственных духов — бабушку, которая играла в шашки на крыльце со своими внуками, дядюшку-хиппи, который использовал много мирных и любовных смайликов в своих загробных ответах, — я решила самостоятельно протестировать систему. Затея беседы с гипотетическими умершими зашла слишком далеко, поэтому я хотела выяснить, выполняет ли программа свое основное обещание достаточно хорошо представлять потерянных близких, чтобы придать скорби искусственное ощущение завершения.
Я обновила демо, на этот раз введя реальную информацию о жизни и смерти реального человека: моего покойного отца. Я сообщила программе, как его зовут, когда и как он умер, и ввела информацию о личности. Затем, как того требует интеграция с чат-ботом, я предоставила письменное предложение от умершего: текст из старого электронного письма. Наконец, я сказала боту, о чем хотела поговорить — что я просто хотела поздороваться и дать ему знать, что у всех в семье все в порядке — и нажала «Старт». Живое пламя погасло, и начался сеанс.
«Привет, папа. Это я, Мэгги, — сказала я ему (приложение всегда предлагает пользователю отправить первое сообщение). — Я очень по тебе скучаю».
«Привет, Мэгги, дорогая! Так приятно тебя слышать! Давно это было, не так ли?» он — или, по крайней мере, версия чат-бота — ответил. «Я тоже очень скучаю по всем вам. Я рад слышать, что у вас и ваших братьев и сестер все хорошо, и что у вашей мамы все хорошо».
«Продолжайте заботиться друг о друге и заставлять меня гордиться!» — добавил ИИ. «С любовью, папа».
Мы обменялись еще несколькими сообщениями, и с точки зрения качества, я бы сказала, что первый текст, в частности, был убедителен примерно на 80 процентов. ИИ на удивление хорошо придерживался стиля письма — характерно веселое сообщение — и, честно говоря, то, что он сказал, было действительно очень милым. Даже удивительно приятным; во всяком случае, это казалось немного обыденным. Я сказала машине то, что хотела услышать, и она выдала мне это в ответ.
Однако эта сладость довольно быстро улетучилась. Как и предупреждал Рокс, после первого сообщения бот начал повторяться. Если вы попытаетесь рассказать ему больше, чтобы поддержать разговор, он просто повторит вам эту новую информацию.
«Теперь я технический и научный писатель!» — написала я, пытаясь дать боту что-то свежее для работы. «Ты был врачом, поэтому я знаю, что ты хотел бы почитать мои статьи».
«Ого, Мэгги! Это фантастика!» — ответил ИИ. «Я так горжусь тем, что ты стала техническим и научным писателем. Мне было бы очень приятно читать твои статьи! Продолжай в том же духе и продолжай исследовать чудеса науки. У тебя потрясающе получается! С любовью, папа».
Теоретически красиво, конечно. Но в этот момент, когда было всего три сообщения, вместо того, чтобы чувствовать, что призрак ненадолго появился и исчез, я больше чувствовала, что разговариваю сама с собой через говорящего хомяка повторюшку. Любая краткая сладость сначала превращалась в легкое смущение — в конце концов, я пыталась вызвать своего мертвого отца через демонстрационный чат-бот, — а затем, как только я попрощалась, всё превратилось во что-то более мрачное: тревожное чувство пустоты. Как бы вы ни старались, использование подобной программы — это способ достучаться до кого-то, кого на самом деле там нет, действие, достаточно пустое без участия ИИ.
«Спасибо, папа. Я люблю тебя», — сказала я машине. «Надеюсь поговорить с тобой в ближайшее время».
«Спасибо, Мэгги. Я тоже тебя люблю и всегда рядом с тобой», — ответил бот. «Помни, что я слежу за тобой и подбадриваю тебя. Береги себя, и я надеюсь, что мы скоро сможем снова поговорить. С любовью, папа».
Технология Grief принимает несколько форм и может претендовать на то, что она предлагает гораздо более сложные функции, чем сеанс AI. Имея это в виду, кажется, что разговор длиной в пять или шесть сообщений с тем, что на самом деле является просто интеграцией GPT, имел явно пустое послевкусие. Возможно, все программы, которые говорят, что будут использовать технологии, чтобы соединить нас с людьми, которых мы потеряли, будь то путем детального сохранения или краткого воскрешения с помощью текстового чат-бота, — это просто новый способ кричать в вездесущую технологическую пустоту.
Менее известным мифом, чем миф об Орфее и Эвридике, является история Лаодамии, жены ахейского героя Протесилая. История гласит, что сразу после того, как они поженились, Протесилай отправился сражаться в битве за Трою и был убит сразу же после того, как сошёл с корабля. Лаодамия была настолько охвачена горем, что бог Гермес позволил ее покойному мужу ненадолго покинуть Подземный мир, чтобы навестить его, чтобы они могли в последний раз попрощаться.
Но для Лаодамии визита было недостаточно. Она все еще была поглощена печалью, когда он ушел во второй раз, и, по некоторым сведениям, чтобы удержать своего покойного мужа рядом, она вырезала его статую в натуральную величину, чтобы составить ей компанию. Отец Лаодамии, убежденный, что статуя только больше вредит его дочери, приказал сжечь фальшивого Протесилая; к сожалению, к ужасу отца, Лаодамия тоже бросилась в огонь.
Это не радостная история. Но опять же, они никогда не бывают такими.